Упражнения по технике речи

Одно условие: если вы хотите достичь успеха, выполнять упражнения необходимо каждый день, иначе все закончится как обычно: мечта стать оратором останется только мечтой вместе с прочими мечтами.

УПРАЖНЕНИЕ №1

«ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЫХАНИЯ»

1. Всегда начинаем с восстановления дыхания. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), но лучше поначалу отрабатывать дыхание лежа. Положите одну руку на живот, а вторую на грудь для контроля за правильным выполнением упражнения. Глубокий медленный вдох через нос: расширяем при вдохе живот, он выпячивается вперед; затем расширяется во все стороны грудная клетка, далее ключичный отдел; затем выдох в обратном порядке: выдыхаем воздух из ключичного отдела, затем груди, в конце освобождаем живот, слегка втягивая его в себя. В общем, обычное йоговское дыхание. Подышите таким образом 5-7 раз и переходите к следующему упражнению.

2. То же дыхание, но с задержкой на 3-4 секунды на вдохе и выдохе.

3. Сделайте вдох через нос и на выдохе плавно, без рывков считайте: 1,2,3,4… до 15-20. То же задание, но на выдохе называйте буквы алфавита.

УПРАЖНЕНИЕ №2

«МЫЧАНИЕ».

Наберите полные легкие воздуха (см. упр. №1) и на выдохе (обязательно на выдохе. Моя бабушка всегда говорила: чтобы БОГ услышал молитву, ее нужно проговаривать на выдохе) с плотно сжатыми губами проговариваете какой-то детский стишок, можно любой текст. Я предпочитаю на своих занятиях давать детские стихи. Предлагаю вам некоторые из них.

Самуил Маршак
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!

Эмма Мошковская
Зяблик: — Пинь! Пинь! Пинь!
Шубу скинь! Скинь! Скинь!
Зяблик распелся –
Зяблик
Согрелся!

Корней Чуковский
Как сосед наш Елизар
Гонит муху на базар.
Муха – то хорошая,
продается дешево!

Екатерина Александрова
Машет варежкой зима –
Чудо совершается:
Все деревья и дома
В шубы наряжаются.

Самуил Маршак
По склону вверх король повел
Полки своих стрелков.
По склону вниз король сошел,
Но только без полков.

УПРАЖНЕНИЕ №3

Еще в древности люди придавали звукам огромное значение в жизни человека.
Считалось, что в основе создания Вселенной лежали звуки, их вибрация создала материю. Это звуки: А, У, Э, О, И.

Наберите полные легкие воздуха (см. упр. №1) и на выдохе пойте звуки:

АААА (вибрация в голове)

УУУУ (вибрация в гортани)

ЭЭЭЭ (вибрация в железах)

ОООО (вибрация в диафрагме, средней части груди)

ИИИИ (вибрация в верхней части головы)

ММММ (вибрация в нижней части легких, в животе)

УПРАЖНЕНИЕ №4

Еще одно йоговское упражнение:
Встаньте прямо, макушка тянется в небо, ноги на ширине плеч.

Наберите (см. упр. №1) полные легкие и живот воздуха и сделайте резкий полный выброс воздуха: «ХААА». Максимально громко и сильно, наклонившись слегка вперед всем корпусом.

УПРАЖНЕНИЕ №5

«ЕГОРКИ»
Наберите полные легкие воздуха (см. упр. №1) и на выдохе проговаривайте:
«Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…», считайте до тех пор, пока вам будет комфортно.

УПРАЖНЕНИЕ №6

Это упражнение полезно выполнять для развития грудного регистра.

ГРУДНОЙ РЕГИСТР

(Сделайте вдох и на выдохе читайте в
соответствии с индивидуальной высотой голоса).

Чтоб овладеть грудным
регистром,
Я становлюсь «аквалангистом».

Сделайте вдох и на выдохе читайте
постепенно понижая голос

Все ниже опускаюсь!
Ниже!..
А дно морское ближе!
Ближе!..

Сделайте вдох и на выдохе читайте
на грудном регистре:

И вот уж в царстве
я подводном.
Хоть опустился
глубоко,
Но голосом грудным,
свободным
Распоряжаюсь я легко.

Сделайте вдох и на выдохе читайте в
соответствии с индивидуальной высотой голоса:

Чтоб овладеть грудным
регистром,
Полезно стать
«аквалангистом».

УПРАЖНЕНИЕ №7

Читайте на одном выдохе хокку.

Басё 
Тишина кругом.
Проникают в сердце скал
Голоса цикад.

* * *
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.

* * *
Вода так холодна!
Уснуть не может чайка,
Качаясь на волне.

* * *
Жизнь свою обвил
Вкруг висячего моста
Этот дикий плющ.

* * *
О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему —
В этом высший подвиг цветка.

Иссё
Видели все на свете
Мои глаза — и вернулись
К вам, белые хризантемы.

Рансэцу (1654-1707)
Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.

Поставьте реальную цель – чего вы хотите достичь в результате занятий.

Сколько времени у вас уйдет на этот путь? Уместно будет в качестве иллюстрации привести притчу о Сократе.

Сократ стоял у дороги, мимо проходил путешественник. Приблизившись к Сократу, он спросил: «Сколько времени мне еще идти до Афин?».
Сократ ответил: «Иди».
Прохожий решил, что тот не понял его и повторил вопрос. Но Сократ снова ответил: «Иди». Путешественник недоуменно пожал плечами и пошел по дороге дальше. Через минуту Мудрец крикнул ему вслед: «Так, как идешь ты, — два дня пути».

Автор данных упражнений рекомендует: «Прежде чем приступить к занятиям, запишите на диктофон свой голос, который звучит сейчас. Сравните в конце пути. Туда ли вы пришли, куда хотели».
А вообще, если Вы хотите развить навыки ораторского искусства, то Вам поможет Александр Кукушкин! Посетите его страницу на Фейсбуке!

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика